В Иркутске 12 июля пятнадцатый раз стартовал международный ралли-рейд «Шелковый путь». Команда ГАЗ Рейд Спорт представила 4 экипажа, два из них едут на двух спортивных «ГАЗелях NN», а два других – на грузовиках «Садко NEXT». В статье подробнее расскажем о спортивных автомобилях «ГАЗель NN T1».
В ралли «Шелковый путь» болиды «ГАЗель NN T1» принимают участие в зачете Т1, где соревнуются внедорожники. Стоит отметить, что на Чемпионате и Кубке России эти машины могут проехать в зачете «Рейд-спорт».
Двигатель
Автомобили оснащены серийными моторами, но компоновку чуть изменили на среднемоторную. Такое решение улучшило тяговые показатели и освободили пространство под капотом, куда установили разные спортивные компоненты: компенсационные камеры амортизаторов, радиатор гидроусилителя руля.
«ГАЗель NN» экипажа А. Семенова и Д. Охотникова
Болид имеет однорядную кабину, она стандартная, как у серийных автомобилей. Но отличается более легкими материалами: для изготовления крыши, дверей, капота и воздухозаборника используется углепластик карбон. Воздухозаборник перенесли на крышу, за счет этого снизилось количество пыли и грязи, часто попадающих в систему впуска.

В кабину устанавливаются спортивные нерегулируемые сиденья по типу «ковша», которые оснащаются 5-точечными ремнями безопасности. В гонках не допускается использование обычных сидений и ремней. Существует регламент и жесткие требования, по которым машина проходит обязательное улучшение технических характеристик, в том числе касающихся безопасности.
Автомобиль изготавливается с надежной рамной конструкцией с мощными лонжеронами цельного профиля и трубчатыми поперечинами. Имеется замыкающий силовой каркас безопасности, который выполняет роль защиты экипажа при внештатной ситуации.
От серийного автомобиля «Соболь Бизнес 4х4» достались ведущие мосты и интегральный рулевой механизм, которые были усилены и доработаны. Межколесные дифференциалы оснащены принудительными блокировками, при необходимости можно применить жестко подключаемый привод на передний мост.
Легко пройти различные препятствия, песчаную и заболоченную местность помогает режим «все включено», который раздает на все колеса крутящий момент.
В машине установлен серийный двигатель, работающий на дизеле, с измененными параметрами подачи топлива, что повышает мощность до 200 лошадиных сил и крутящий момент – более 500 Нм. Это благоприятно сказывается на динамике разгона, при этом разгон одинаковый как по асфальтированной, так и по грунтовой дороге. Эффективные и надежные дисковые тормоза от серийных «ГАЗелей» имеются на всех колесах болида.
Спортивная «ГАЗель NN» экипажа А. Игнатова и Е. Павлова
Машина значительно отличается от первой: она легкая, компактная по длине и высоте. Кабина установлена двухрядная, но задние сиденья убраны за ненадобностью, поэтому она внешне выглядит как большой пикап. Спортивный болид имеет независимую переднюю подвеску и рулевую рейку, как у новой модификации полноприводного «Соболь NN 4х4». Установлена усовершенствованная коробка передач с экспериментальным кулачковым рядом, который допускает переключение передач без выжима сцепления. Благодаря этому машина с начала старта хорошо разгоняется.
Обе спортивные машины технически продуманы, усовершенствованы и соответствуют стандартам и требованиям Международной автомобильной федерации (FIA), а также имеют международный технический паспорт FIA по категории Т1.2. К данной категории относят легковые прототипы с двигателем, работающим на дизеле.
Стоит сказать, что автомобили, предназначенные для ралли, постоянно дорабатывают с учетом прошедших соревнований, и каждый раз машины выступают с некоторыми техническими изменениями. Совместные усилия инженеров дают в гонках отличные результаты. В прошлом году ралли «Шелковый путь» экипажи «ГАЗелей» смогли взять золото и серебро в зачете Т1, а в Чемпионате России в классе R («Рейд-спорт») стали абсолютными победителями. Хочется надеяться, что «Шелковый путь 2025» принесет победу команде ГАЗ Рейд Спорт.