В 1932 году Горьковским заводом выпущен первый серийный грузовик ГАЗ-АА – знаменитая «полуторка». Она стала символом индустриального развития Советского Союза и самым массовым грузовиком в советском автопроме первой половины ХХ века.
Прототип - грузовик Ford Model AA
Горьковский автомобильный завод в Нижнем Новгороде открылся в январе 1932 году. В то далекое время, предприятие считалось промышленным автогигантом. В этом же году начали выпускать «полуторки». За основу был взят американский грузовик Ford Model AA с грузоподъемностью 1,5 тонн. Советские труженики с ним уже были знакомы и высоко оценили его за практичность, невысокую стоимость и выносливость.
Несмотря на то, что прототипом ГАЗ-АА послужил Ford AA, инженеры завода внесли много конструктивных изменений. Они установили усиленный картер сцепления и разработали воздушный фильтр, усилили рулевой механизм. Так, в сельском хозяйстве появился свой отечественный грузовой автомобиль, который внес свой вклад в освоение целины и выполнение плана по сельхоззаготовкам.
Первые серийные грузовики
В первые годы выпуска из-за нехватки производственных мощностей с конвейера сходили машины с деревянной кабиной, так сказать, временного образца. Модификация получила название НАЗ-АА. Было выпущено примерно 3 800 машин. «Полуторки» окрашивали обычно в темно-зеленый цвет, и таких было большинство, но они могли иметь и другие цвета для парада или сделаны под индивидуальный заказ.
На первых машинах устанавливали карбюраторный 4-цилиндровый двигатель мощностью 40 лошадиных сил. Он был простой в конструкции и совершенно неприхотливый, работал на любом сорте бензина и даже на керосине.
Только в конце осени 1932 года начали выпускать машины с металлическими кабинами, которые носили свое название ГАЗ-82. Тогда же поменяли марку автомобиля. Примерно за год со дня первого серийного выпуска было собрано более 7 500 машин.
Всесоюзный автопробег
Шесть грузовых «полуторок» приняли участие во всесоюзном автопробеге, который проходил по маршруту Москва – Ташкент – пустыня Каракумы – Баку – Тбилиси – Харьков – Москва. Всего участвовало 23 машины из СССР, почти за 3 месяца им пришлось преодолеть 9 500 км. Очень сложным оказался участок пустыни Каракумы. Песок забивал ходовые части и двигатель грузовиков, а температура внутри кабины достигала 75 градусов. Наши «полуторки» прошли это наитруднейшее испытание с достоинством!
Модификации «Полуторки»
Через 6 лет обновленные грузовики стали оснащаться более сильными моторами типа М-1, мощность которых составляет 50 лошадиных сил. Такими же двигателями укомплектовывали новые легковые автомобили М-1. В конструкцию «полуторки» внесли изменения: улучшили крепления задних рессор, появилась облегченная версия рулевого управления и др. Несмотря на то, что новая модификация базового грузовика получила название ГАЗ-ММ, ее все равно по привычке называли ГАЗ-АА.
Кроме того, инженеры автозавода на шасси «полуторки» создали разные модификации спецтранспорта и автобусы:
Все созданные модификации были очень востребованы советскими тружениками и, кроме того, стали незаменимыми в годы Великой Отечественной войны. Грузовики имели важные для того времени характеристики: надежность, ремонтопригодность, простота обслуживания по сравнению с аналогами того времени.
Конструктивные изменения и модернизация
В годы Великой Отечественной войны был большой дефицит металла и рабочей силы, поэтому «полуторку» значительно упростили: кабину конструировали из тонкого каркаса с брезентовой крышей и дверьми, фара была только одна, крылья простые гнутые, тормоза лишь на передних колесах.
После войны «полуторке» вернули первоначальный вид, но гнутые крылья и крыша с дерматином остались надолго. Горьковский автозавод послевоенное время был очень загружен, поэтому часть комплектов ГАЗ-ММ стали отправлять на ульяновское автопредприятие. Там постепенно наладили свое производство, были даже попытки усовершенствовать рессоры и внедрить амортизаторы, но, к сожалению, конструктивно машина устарела, хотя она использовалась еще много лет.
На Горьковском автозаводе был выпущен последний грузовик ГАЗ-ММ в 1949 году, а на ульяновском предприятии производство прекратили через два года. Таким образом, за все время собрали около миллиона машин ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ.
В настоящее время грузовые машины ГАЗ-АА являются памятником советского автопрома и истории, они привлекают внимание коллекционеров и их используют в качестве музейных экспонатов.